Что объединяет банкиров и владельцев заводов-пароходов

 

 

― Значит, надо что-нибудь продать.

― А что?

― А что-нибудь ненужное.

― Чтобы продать что-нибудь ненужное,

нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет.

 

м/ф «Трое из Простоквашино»

 

 

В конце года на деловых встречах с представителями управляющих компаний холдинговых структур и двух топовых банков неоднократно поднималась тема очистки бизнеса от балласта – плохой дебиторской задолженности и разнообразных остатков былой роскоши.

У одного это оказался проект в маленьком городке, в лесах смежной с Подмосковьем области. Владелец попытался построить рядом с производством для персонала и членов их семей, всего на 1000 человек, автономную общину – жилой квартал, школу, детсад, поликлинику. Финансировалась стройка из оборотных средств основного производства.

У вновь назначенного руководителя другого холдинга на балансе нашлись турбазы, тепловоз и дворец спорта с умирающей заводской спортивной командой.

У банкиров это оказались залоговые производственные компании, дружески или неосторожно профинансированные под несбывшиеся проекты.

Другому достались в управление вместе с основным бизнесом следы развлечений предыдущего руководителя, оплаченные за счет компании: разрозненные доли в салонах красоты, офисных центрах, консалтинговых компаниях и стартапе, который пошел переворачивать мир и не вернулся.

Характерно, что, несмотря на разные истории, собеседниками был задан один и тот же вопрос: что и как можно сделать с непрофильными активами? А вот подходы сформулированы разные: либо избавиться от бремени содержания, невзирая на цену продажи, либо заработать на продаже, что менее реалистично.

Желание и интерес собеседников понятны. Им достались непрофильные активы, которые в кризисное время отнимают столь дорогие ресурсы - время и деньги.

Поскольку вопросами непрофильных активов приходилось серьезно заниматься, совместно с коллегами по последним антикризисным проектам разработали и свели основные методологические подходы в один материал. Цель – показать, что необходимым условием эффективной реализации непрофильных активов является существенная доработка и изменение существующей методологической базы владельца активов.

Чтение на 5 минут. Надеюсь, будет полезно.

 

1. Допущения.

Для простоты договоримся, что если специально не обозначено, то под владельцами непрофильных активов будем понимать собственников и залоговых кредиторов, а под непрофильными активами – имущество собственников и залоговое имущество. Для банков будем называть непрофильными залоговые активы по просроченным кредитам, так как банки такие залоги не могут использовать в основной деятельности.

 

2. Классификация активов.

Проведение классификации позволяет разложить активы по группам, провести комплексный анализ и понять, к какой группе активов какая стратегия и план применимы.

Это окажется важным при большом количестве непрофильных активов.

 

Шаг 1. Группировка активов по видам.

В целях определения стратегии управления разделим непрофильные активы на три крупных группы.

Группа 1: акции и доли участия в обществах, которые не представляют интерес для их владельцев. Причин отсутствия интереса может быть несколько, и они могут сочетаться:

  • доля владения не дает реального контроля;

  • несовпадение вида деятельности или состояния компании, в которой есть доля владения, со стратегией развития или владения собственника.

Например, оператору склада может принадлежать турбаза, а промышленному предприятию – миноритарная доля в банке. С высокой вероятностью такое имущество будет отнесено к непрофильному.

Для банка примером непрофильного актива первой группы будут доли участия и акции - контрольные, блокирующие или миноритарные доли и пакеты.

Группа 2: недвижимое имущество, машины, оборудование, механизмы, товарные остатки, запасы, находящееся в собственности, переходящие под контроль нового собственника или кредитора и не востребованные в их основной деятельности. Для банка почти любой залог будет непрофильным. Для промышленного предприятия непрофильным может оказаться неиспользуемое оборудование и запасные части для его обслуживания.

Группа 3: активы, выявленные в ходе проведения инвентаризации и аудита и классифицированные как невостребованные в основной деятельности собственника и кредитора.

Банки отнесут ко второй и третьей группе активов объекты, например, спортивного и культурного назначения, склады, производственные линии, цеха должника.

 

Шаг 2. Описание свойств активов.

Затем классифицируем непрофильные активы по критериям назначения (производственный актив, социальный, торговый, финансовый) и ликвидности.

Определим также «токсичность» непрофильного актива – наличие проблем финансового, корпоративного, социального, репутационного или техногенного свойства, которые затрудняют использование и продажу актива или накладывают специальные ограничения. Например, токсичным в холдинговой структуре может оказаться производственное градообразующее предприятие, выпускающее неликвидную продукцию. Часто закрытию такого предприятия могут мешать причины нерыночного характера.

 

3. Мероприятия по реализации непрофильных активов.

Для увеличения эффективности реализации непрофильных активов рекомендуется выполнить ряд следующих ключевых мероприятий.

  1. Определение целей работы с непрофильными активами: управление залоговыми акциями и долями, расчистка баланса материнской компании, получение финансового результата. От того, какая цель выбрана, будем выбирать подходы и приоритеты при принятии решений.

  2. Аудит и классификация активов с формированием планов мероприятий по каждой группе, а также согласованием бюджета предпродажного периода. При этом инвентаризация и актуализация перечня непрофильных активов должны осуществляться на постоянной основе, в том числе с учетом планов по реформированию периметра материнской компании или корпорации.

  3. Предпродажная подготовка активов с целью создания привлекательного предложения. Выбор варианта подготовки в любом случае содержит формирование полноценного портфолио по активу, очистку актива и необходимую корректировку процессов и имущественного комплекса.

  4. Организация активной работы по привлечению покупателей, так как ожидание проявления интереса со стороны потенциальных партнеров, как правило, не оправдывает себя. В данной работе должны быть задействованы ведущие компании по отраслевой принадлежности реализуемых активов, местные бизнесмены, представители муниципальных и федеральных государственных органов.

  5. Создание и стандартизация сценариев, унифицированных пакетов документов и маршрутов принятия решений о сделке для исключения индивидуальной подготовки и решений по каждой отдельной сделке.

  6. Формирование реальной оценки активов для реализации. На балансах компаний непрофильные активы учтены, как правило, по завышенной цене. Стремление продать актив по цене не ниже балансовой приводит к отсутствию интереса потенциальных инвесторов- покупателей.

  7. Консолидированная реализация малоликвидных активов по минимально приемлемой стоимости в адрес профессионального оператора.

 

4. Управление проектом реализации непрофильных активов.

Предпродажная подготовка активов, особенно юридических лиц или даже группы лиц, в сложных случаях может представлять собой довольно длительный процесс, в рамках которого предприятие-непрофильный актив или их группа ставится под управление специальной антикризисной команды. Задачи такой команды заключаются в максимальном приведении в порядок всех аспектов финансово-хозяйственной и корпоративной деятельности предприятия, насколько это может быть возможно в рамках отведенных сроков и бюджетов материнской компании. При работе с группой активов важным аспектом, влияющим на стоимость и возможность пакетного предложения, часто является обнаружение синергии или последовательностей операций в нескольких активах, до того анализируемых по отдельности. В то же время возможны и обратные способы увеличения стоимости актива путем его дробления на отдельные ликвидные лоты.

Данный процесс начинается с формирования стратегии «оздоровления», или «упаковки», объекта, сопровождается обязательным планом мероприятий, опирается на оговоренные ключевые показатели, интересные для потенциальных покупателей, и заканчивается программой «правильного» позиционирования актива. При принятии решения о реализации такого подхода необходимо оценивать потенциальный эффект от продажи актива в улучшенном состоянии по отношению к бюджету, требуемому на его содержание и "упаковку" в предпродажный период. Как правило, такой подход целесообразен при наличии какой-либо уникальной ценности объекта (технология, расположение, наличие особых заказчиков) или при обнаружении потенциальной высокой заинтересованности конкретного покупателя (вход на рынок при помощи актива, локализация собственных активов, вовлекаемых в сотрудничество, и т.п.).

В дополнение отметим высокую эффективность унифицированного методологического обеспечения процесса работы с непрофильными активами в отношении:

  • процедуры реализации непрофильных активов. Как правило, требуется упрощение корпоративных процедур по реализации существующего алгоритма;

  • порядка отнесения активов к неликвидным или малоликвидным. Обычно применяется единая процедура для активов всех типов и размеров, что делает работу с малоликвидными активами неэффективной;

  • порядка привлечения оценщиков, аудиторов, так как необходимо введение дифференцированного подхода к выбору консультантов во избежание злоупотреблений и мошенничества;

  • набора документов, регламентов и действий при реализации активов для исключения необходимости реализации малоценных активов по индивидуальному принципу.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Популярные посты

I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

Please reload

Свежие посты